Человеческий фактор
«У каждой аварии есть имя, фамилия и должность».

— Лазарь Каганович, министр путей сообщений.
В своей деятельности по обеспечению безопасности различных систем и объектов через аудит безопасности и организацию проектирования, монтажа и обслуживания комплексных (или интегрированных) систем безопасности я прежде всего руководствуюсь человеческим фактором.

Какой бы не была совершенной и продуманной система безопасности, если люди эту систему используют неправильно, не по назначению, вполсилы, то и результат будет соответствующий.

Какой смысл в самой совершенной системе оповещения и управления эвакуацией (СОиУЭ), если люди, находящиеся на объекте не эвакуируются, едва заслышав пожарную сигнализацию, сознательно или нет — саботируют или нарушают порядок эвакуации.

Персонал, который эксплуатирует и обслуживает системы безопасности, является частью этих систем с точки зрения информационных технологий, так как в определённом смысле каждый отдельный человек является «интеллектуальным агентом» — частью информационной системы, которая принимает интеллектуальное решение. Нейросетевым алгоритмом. Именно поэтому так важно, чтобы люди, принимающие непосредственное участие в обеспечении безопасности, были грамотные, специально обученные и натренированные.
Термины «агент» и «интеллектуальный агент» (ИА) имеют два значения, и из-за этого иногда возникает путаница.
В компьютерной науке интеллектуальный агент — программа, самостоятельно выполняющая задание, указанное пользователем компьютера, в течение длительных промежутков времени. Интеллектуальные агенты используются для содействия оператору или сбора информации. Одним из примеров заданий, выполняемых агентами, может служить задача постоянного поиска и сбора необходимой информации в Интернете. Компьютерные вирусы, боты, поисковые роботы — всё это также можно отнести к «интеллектуальным» агентам. Такие агенты, как и любые прочие, имеют сложный, зачастую реализуемый нейросетями алгоритм, как, к примеру, у поисковой системы Google (экспериментальный поиск по видео). «Интеллектуальность» в этом контексте понимается как возможность обратной связи в соответствии, например, с результатами анализа поисковых запросов и их выдачей.

В искусственном интеллекте под термином интеллектуальный агент понимаются сущности, получающие информацию через систему сенсоров о состоянии управляемых ими процессов и осуществляющие влияние на них через систему актуаторов, при этом их реакция рациональна в том смысле, что процессы выполняемые ими содействуют достижению определённых параметров. Наиболее близким аналогом в живой природе является примитивное инстинктивное поведение насекомых. Термин «интеллектуальный» не означает наличия какого-либо интеллекта, но подчеркивает более высокий уровень технологии управления по сравнению с примитивными (dumb) триггерными системами автоматического управления. Такой агент может быть как программной системой, так и сложной автоматизированной системой, к примеру, станком с ЧПУ или комплексом управления технологическими, логистическими, финансовыми или любыми иными процессами. Об «интеллектуальности» агента можно говорить, если его взаимодействие с окружающей средой является адекватным той или иной системе требований.
Людей почти также, как и компьютеры, можно программировать и перепрограммировать. Но как есть устаревшие и непригодные для работы в определенных условиях компьютеры, так есть и непригодные к определённой работы люди с недостаточной мотивацией, развитостью, психологически незрелые и т. д.

Общеизвестно, что в сфере информационной безопасности успешные хакеры гораздо чаще используют в своих целях слабости людей, чем уязвимости информационно-вычислительной системы.

В своей работе для анализа и «настройки» «человеческого обеспечения» систем безопасности я использую в качестве «метамодели» систему контуров сознания Лири-Уилсона. За многие года практики она показала свою достаточность и полноту. В процессе анализа людей и их деятельности использую развитые навыки калибровки, различные виды социальных и психологических типологий, собственные наработки.
Против человеческого фактора не один искусственный интеллект не устоит!
Итак, если человека можно обучить и натренировать (в некоторых случаях правильнее будет сказать «выдрессировать»), то, как правило, так поступить и экономически выгодно. Но в случае с абсолютно непригодными людьми для какой-либо конкретной роли в системе остаётся лишь один выход: устранение людей из этой системы — перевод или увольнение.

Есть два способа решения нештатных ситуаций (проблем, аварий, чрезвычайных происшествий). Если ситуация встречалась ранее или что-то происходит регулярно (не однократно), то разумно выработать алгоритм (инструкцию), которую следует применять в этом случае, если не получается выявить и устранить причины данной ситуации.

Если ситуация является первой в своём роде, то здесь необходимо подходить к проблеме творчески, используя навыки работы с бессознательным, теорию решения изобретательских задач, производственный опыт и инженерные знания систем.

По мнению моего любимого советского писателя-сатирика Михаила Задорнова, русским присуще именно решение второго типа проблем, творческое. Западное же мышление предполагает инструкции, протоколы действий, руководства и регламенты.

При администрировании системы разумным подходом является творческое решение новых проблем с документацией наиболее экономически выгодного и целесообразного решения и внедрения его в работу в качестве типового алгоритма.

Внедрение же типовых алгоритмов действий не заканчивается на этапе их описания и издания соответствующего приказа или распоряжения руководства. Необходимо натренировать персонал до развития им автоматического навыка уровня «вождения велосипеда».

Необходимо добиться развитого бессознательного автоматизма действий.
Sapienti sat!
Made on
Tilda